Эксперт-Юг,
25 октября 2010 г.
Новый уровень 1129 просмотров
Страховой рынок юга России перешёл от быстрого падения к медленному росту. За шесть месяцев компании собрали на миллиард рублей больше, чем в первом полугодии 2009 года. Темпы роста пока невелики, но важнее содержательные перемены: в целом страхование благодаря кризису начало выходить на качественно новый уровень развития.
Объёмы сборов страховых компаний, работающих на Юге, в первом полугодии составили порядка 15 млрд рублей. Темпы роста — около 8,5%. По прогнозам, к концу года темп прироста достигнет 10–13% и останется на этом уровне в ближайшие два-три года. Основными локомотивами рынка по-прежнему остаются обязательные и вменённые виды страхования, однако постепенно начинают расти и сугубо добровольные сегменты. Кризис подстегнул развитие страхования ответственности и имущества. Со своей стороны, страховщики, чтобы не терять клиентов, были вынуждены разрабатывать новые продукты.
Чистка и консолидация
За год количество страховых компаний, работающих на южнороссийском рынке, сократилось с 210 до 183. При этом с десяток страховщиков, давно работавших в России, впервые пришли в южные регионы — и практически все сразу попали в сотню крупнейших (см. таблицу). Среди этих новичков наибольшее внимание привлекают московская «Селекта» и питерская «Северная казна». Они появились на Юге только в этом году и уже заняли 37−ю и 59−ю позиции. «Селекта» преуспела исключительно в имущественном страховании, очевидно, перехватив у какой-то другой компании крупного корпоративного клиента, тогда как портфель «Северной казны» весьма разнообразен: здесь есть страхование и жизни, и имущества, и ответственности. Ушли же с рынка мелкие страховщики, совокупная доля которых составляла в общем портфеле порядка 5%, поэтому на общих сборах их исчезновение никак не сказалось. «Слабые компании уходят с рынка, их портфели перераспределяются между сильными игроками, первая десятка наращивает объёмы сборов, — поясняет директор южной дирекции РОСНО Андрей Уланов. — Это естественный процесс: рынок очищается, избавляясь от недобросовестных и неустойчивых компаний». Если в 2009 году десятка крупнейших контролировала 48% страхового рынка юга России, то по итогам шести месяцев 2010 года их доля выросла до 55%. Помимо естественного процесса очищения рынка с перераспределением портфелей, кризис запустил ещё один процесс — консолидации портфелей. Если в период бурного роста (до 2008 года ежегодный прирост страховых премий составлял 20−25%) компании дробились по видам страхования, то теперь, например, Московская страховая компания, в которую раньше входили «МСК-лайф», «МСК-медицина» и «МСК-стандарт», объединилась и называется просто МСК. Если в первой десятке страховщиков изменений практически не наблюдается, то в середине списка процесс «брожения» налицо. Росагрострах с 57−го места прыгнул на 19−е, что не удивляет: во время кризиса многие хозяйственники озаботились страхованием своих рисков. Компания «Цюрих» поднялась с 78−й на 29−ю позицию. В целом прослеживается чёткая тенденция: на передовые позиции выходят страховщики, которые изначально сделали ставку на имущественное страхование. И хотя по сравнению с обязательными видами его доля в общем портфеле по-прежнему невелика, основной рост компаний, укрепивших свои позиции на рынке, был обеспечен именно в данном секторе.
Кнуты и пряники
Если рассматривать совокупный портфель компаний по видам страхования, то здесь безусловно лидирует ОМС (см. график). Очевидно, этот вид страхования, равно как и ОСАГО, в ближайшие годы останется в портфелях компаний преобладающим. Собственно, обязательные и вменённые виды долгое время превалировали над добровольным страхованием. Однако, как уже было отмечено, началось постепенное повышение интереса к добровольным видам страхования. «Сегодня сегмент страхования, который напрямую связан с банковскими кредитами, является одним из локомотивов развития страхового рынка, — рассказал «Эксперту ЮГ» руководитель южной региональной дирекции ОСАО «Россия» Вячеслав Чистяков. — В этом процессе, как и в любом другом, есть свои положительные моменты и свои подводные камни. Любой заёмщик, страхуясь, так или иначе защищает себя и своё имущество от финансовых рисков, которые могут возникнуть при наступлении страхового события и стать для него тяжким бременем. Такое вменённое страхование дополнительно стимулирует наших граждан, руководителей предприятий более тщательно изучать страховые продукты и их качественные составляющие. Это оказывает непосредственное влияние на развитие страховой культуры». Тем не менее, вменённые виды страхования очень зависимы от внешних обстоятельств, что и было продемонстрировано во время кризиса: объём каско уменьшился в несколько раз. «Падение объёмов каско — это отложенный эффект сокращения рынка продаж новых автомобилей и сжатия сегмента автокредитования, который мы наблюдали в течение всего кризисного периода», — говорит Андрей Уланов. По его словам, этот сегмент уже начал восстанавливаться и в ближайшее время достигнет докризисного уровня. Однако, по мнению Вячеслава Чистякова, кризисная ситуация в экономике чётко указала участникам рынка на то, что доля зависимого («вменённого») бизнеса в поступлениях страховых премий не должна быть доминирующей в структуре портфеля страховщика. В противном случае бизнес страховой компании становится в большей степени зависимым от внешних факторов, что негативно влияет на степень её финансовой устойчивости. По этой причине уже сегодня происходит перемещение акцентов в сферу добровольных (независимых) видов страхования. Страховщики вкладывают ресурсы в развитие этих видов страхования, повышая привлекательность такого направления, как добровольное розничное страхование, разрабатывая новые, более конкурентоспособные и интересные для клиентов продукты с уникальным набором услуг. Создаются комплексные универсальные программы для юридических лиц. Компании, избравшие такую политику, будут иметь очевидный успех в обозримом будущем.
Рисковая политика
По-прежнему остро на страховом рынке стоит проблема демпинга. Несмотря на то, что кризис очистил рынок от наименее устойчивых компаний, некоторые сильные игроки для привлечения клиентов также избирают демпинговую политику. «Демпингом грешат не только компании второй полусотни, но и страховщики первой двадцатки, — говорит директор Южного регионального центра и вице-президент компании «АльфаСтрахование» Евгений Череменин. — Многие из них сейчас находятся в трудном финансовом положении, пожиная плоды своей политики, проводившейся в последние год-два. Причин для применения демпинга немало. В некоторых случаях компании демпингуют целенаправленно, осознавая, к чему это приведёт. Но зачастую страховщики просто не понимают последствий, так как не имеют чётких механизмов контроля и управления своим бизнесом в регионах и принимают решения, исходя из интуиции и внутренних ожиданий». Наиболее ярко эту проблему иллюстрирует ситуация в секторе ДМС. С этого года лечебные учреждения увеличили свои тарифы (например, в Краснодарском крае среднее повышение составило 30%), в то же время многие страховщики, чтобы не терять клиентов, оставили прежние ставки. В результате клиенты получили усечённые программы ДМС, которые не отвечают их ожиданиям. По словам Евгения Череменина, такая политика может привести к дискредитации добровольного медицинского страхования. «Проблема демпинга будет существовать всегда, пока есть конкурентная среда. А масштабы её зависят от ситуации на рынке, — считает Вячеслав Чистяков. — В условиях кризиса демпинг для ряда компаний — этот единственный способ приостановить и отсрочить падение сборов. Продолжаться это будет до их неизбежного банкротства либо покупки компании более крупным страховщиком. Многие компании от демпинга уже отказались, потому что начали просчитывать экономику того или иного вида страхования. Так, в частности, в области автострахования крупные страховщики постепенно идут к увеличению тарифов в связи с высокой убыточностью данного вида страхования». Кризис существенно сократил число страховщиков, заставив оставшихся всерьёз озаботиться приведением продуктовой линейки к наиболее привлекательному для клиентов виду. Одновременно был запущен процесс пересмотра тарифов. Здесь компании разделились на два лагеря: тех, кто избрал политику демпинга и, по мнению большинства экспертов, в ближайшее время будет вынужден так или иначе покинуть рынок, и тех, кто повысил тарифы, исходя из экономической ситуации. Страхователи, в свою очередь, озаботились защитой от рисков, что, несомненно, подстегнуло рынок. По прогнозам аналитиков, в ближайшие годы он будет прирастать на 10–13%.
Распредление премий по видам страхования на юге России ТОП-50 страховщиков юга России по объёму страховых премий (взносов)
КОЧЕТОВА Евгения
Вся пресса за 25 октября 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Динамика рынка
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
19 ноября 2024 г.
|
|
Рабочий путь, Смоленск, 19 ноября 2024 г.
Ремонтировать машины по ОСАГО будут дольше
|
|
Интерфакс, 19 ноября 2024 г.
МТС банк изучает страховые активы для M&A
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 19 ноября 2024 г.
Суд приговорил к 5 годам экс-главу страховой компании «ЮжУралЖасо» за растрату
|
|
Смоленская народная газета, 19 ноября 2024 г.
Смоленские водители получили от страховых компаний 2,8 миллиона рублей
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Цены на покрытие рисков природных катастроф в Центральной Европе выросли на 15–20% перед январскими обновлениями
|
|
Новости Воронежа, 19 ноября 2024 г.
В Воронеже осудили 7 человек, которые обманули страховые компании на 1,4 млн рублей
|
|
Парламентская газета, 19 ноября 2024 г.
Центробанк ввел минимальные требования к долевому страхованию жизни
|
|
мвд.рф, 19 ноября 2024 г.
В Чувашии руководство страховой компании благодарит сотрудников полиции, выявивших мошенников в сфере автострахования
|
|
Финмаркет, 19 ноября 2024 г.
НСА повысил прогноз выплат в РФ по агрострахованию в 2024 г. до 6 млрд руб.
|
|
ВЕДОМОСТИ Урал, Екатеринбург, 19 ноября 2024 г.
Куда везти авто? Адреса сервисов ремонта по ОСАГО предлагают выбирать самим клиентам страховых компаний
|
|
Новые Известия, 19 ноября 2024 г.
Решение Байдена по ATACMS: страховка предприятий увеличилась в 100 раз и будет расти
|
|
Ведомости онлайн, 19 ноября 2024 г.
«Авито» планирует запустить страховое направление
|
|
Frank Media, 19 ноября 2024 г.
«Период охлаждения» в ДСЖ без финансовых потерь составит четыре дня
|
|
Финмаркет, 19 ноября 2024 г.
ЦБ определил 4-дневный период охлаждения без финансовых потерь для потребителя по договорам ДСЖ
|
|
cbr.ru, 19 ноября 2024 г.
Банк России установил минимальные требования к долевому страхованию жизни
|
|
Коммерсантъ, 19 ноября 2024 г.
«Авито» приглашает страховщиков
|
|
Молодой коммунар, Тула, 19 ноября 2024 г.
Страховка от слова «страх»
|
 Остальные материалы за 19 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|